Тонкости производства деревянных шпал

Знакомое всем слово «шпала» происходит от голландского «spalk», которое переводится как «подпорка». Когда в прошлом начался активный процесс прокладки железных дорог, это слово поменяло свое значение, став обозначать опору для рельсов. Шпалы представляют собой брусья, которые будучи уложенными на балластный слой пути, будут принимать на себя давление, оказываемое на рельсы проезжающим по ним железнодорожным составом.

То, что для производства шпал стали использовать древесину неслучайно. У дерева имеется множество преимуществ, которые делают его отлично подходящим для изготовления брусьев для железной дороги. Процесс обработки дерева несложен, древесину можно перерабатывать в промышленных масштабах. Изделие будет легким в отличие от железобетонных – вес шпалы из дерева составляет порядка 80 кг – и упругим,  устойчиво к воздействию перепадов температур, легко обрабатывается антисептиками. К числу достоинств деревянных шпал также относят хорошие диэлектрические свойства и сцепление с щебенкой.

Шпалы из дерева можно укладывать везде, вне зависимости от региона. Они универсальны – могут быть уложены как на направлении следования составов с тяжелыми грузами, так и на недавно проложенных участках, где земляное полотно еще не стабилизировалось и на тех, где основание является вечномерзлым.

Производство шпал – процесс, в результате которого образуются отходы древесины. Они проходят переработку, после которой служат сырьем для изготовления различной деревянной тары.

Все шпалы делятся на два типа:

- пропитанная шпала, которую используют, прокладывая главные железнодорожные пути;

- непропитанная шпала, которая используется для прокладки станционных и подъездных путей.

В длину размер шпалы деревянные имеют разный: 300 см, 280 см и 275 см. Также классифицируются они и по форме сечения. По этому показателю все шпалы можно разделить на три группы: обрезные, полуобрезные и необрезные. У первых двух пропил имеется с четырех и трех сторон соответственно, а в последнем случае – только с противоположных двух.

На территории России чаще всего для изготовления деревянных железнодорожных шпал используют такие сорта древесины как кедр, ель, пихта, сосна. Реже берется береза, ольха, осина, бук и лиственница. От того, какая древесина использована, будет зависеть срок службы шпал. Как правило, он составляет 10-40 лет.

brus19 brus20